Современный Витебск – поликонфессиональный город, в котором на протяжении долгих столетий мирно уживаются представители различных религий и национальностей.
На сегодняшний день в городе зарегистрировано 86 религиозных общин, представляющих 17 различных конфессий. Общая конфессиональная картина по городу может быть представлена в следующем виде:
Конфессиональная принадлежность общин |
Число зарегистрированных общин |
Белорусская Православная Церковь |
48 |
Старообрядцы |
2 |
Римско-Католическая церковь |
6 |
Греко-Католическая церковь (Униаты) |
2 |
Лютеранская Церковь |
6 |
Евангельские Христиане Баптисты |
3 |
Новоапостольская Церковь |
1 |
Христиане Веры Евангельской |
5 |
Христиане полного Евангелия |
2 |
Адвентисты седьмого дня |
4 |
Свидетели Иеговы |
1 |
Иудаизм |
1 |
Прогрессивный Иудаизм |
1 |
Бахаи |
1 |
Кришнаиты |
1 |
Мормоны |
1 |
Армянская церковь |
1 |
В настоящий момент в городе располагается две епархии: Белорусская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь, два областных религиозных объединения, два монастыря, пять братств, сестричество, духовная семинария, миссия.
Более половины имеющихся в городе общин относится к Белорусской Православной Церкви, их 48 или 56 % от числа зарегистрированных. Православие имеет на Витебщине давние традиции. До 1021 г. Витебск подчинялся напрямую Киеву, поэтому христианизация столицы древнерусского государства способствовала распространению православия и в нашем городе. После 1021 г., когда Витебск вошёл в состав Полоцкой земли, местные православные были подчинены полоцкому епископу. На протяжении долгих веков Витебск являлся исключительно православным городом. Однако в составе Великого Княжества Литовского, после подписания Кревской унии, Брестской церковной унии, широкого распространения протестантских течений и переселения евреев на белорусские земли этноконфессиональная обстановка в городе существенно изменилась. Со второй половины XVIII века, после того как Витебск вошёл в состав Российской Империи, православие вновь получило привилегированное положение, а количество церквей существенно увеличилось. Но в советские годы многие храмы были перестроены в жилые дома, музеи, клубы либо утрачены (в том числе в годы Великой Отечественной войны или в связи с перетрассировкой и расширением улиц). На протяжении долгого времени одной единственной уцелевшей и действующей православной церковью была Свято-Казанская (историко-культурное наследие: памятник архитектуры XVIII века, находится в составе Свято-Маркова мужского монастыря – главного форпоста православия в городе на протяжении многих веков).
10 мая 1992 года решением Синода Белорусской Православной Церкви были восстановлены границы Витебской православной епархии (http://vitprav.by/). Епархию возглавил Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Если в начале 1990-х гг. в городе существовало всего несколько церквей, то сейчас насчитывается 47 общин и 28 культовых зданий. Сейчас городские приходы находятся в составе Николаевского, Петропавловского, Алексеевского, Серафимовского благочиний. Кроме того, в городе действует два монастыря, Витебская духовная семинария, Витебское женское духовное училище.
Среди возрождённых в последние десятилетия православных святынь Витебска следует назвать Благовещенскую церковь – уникальный храм ХІІ века, Свято-Покровский и Свято-Успенский кафедральные соборы, Воскресенскую церковь, которые поспособствовали возращению прежнего архитектурного облика древнего города.
Второй по количеству прихожан в Витебске является Римско-Католическая Церковь. Проникновение католицизма на восточнославянские земли началось в связи с активным развитием торговли по Двине и долговременным пребыванием в городе немецких купцов. Существенное увеличение католиков пришлось на конец ХIV века, когда бывший князь витебский Ягайло подписал Кревскую унию и стал основателем польской династии Ягеллонов. С того времени католицизм стал традиционной для города конфессией.
13 октября 1999 года Римский папа Иоанн Павел II издал буллу «Ad aptius consulendum», которой учредил Витебскую католическую епархию, выделив её из Минско-Могилёвского архидиоцеза. В настоящий момент епископом витебским является Олег Буткевич, назначенный на кафедру Папой Римским Франциском в ноябре 2013 г.
Роль Кафедрального собора РКЦ в Витебске до июня 2011 года исполнял Собор Святой Барбары в Витебске (памятник архитектуры ХVIII века). 18 июня 2011 года епископская кафедра была торжественно перенесена во вновь построенный витебский Собор Иисуса Милосердного.
Традиционной для Витебска является и древлеправосланая религия, которую исповедуют потомки переселенцев из России, где в первой половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Последних стали называть староверами. Против них развернулись гонения, которые побудили многих к эмиграции. Значительная часть тех, кто не принял церковную реформу, переселились в отделённые части России или в соседнее Великое Княжество Литовское, известное на тот момент своей религиозной толерантностью. Витебск стал одним из крупных центров компактного проживания староверов. На сегодняшний день в городе имеется две древлеправославные общины, располагающие собственными культовыми зданиями (одно из них на завершающей стадии строительства).
Имеется в городе две греко-католические (униатские) общины. Униаты в Беларуси появились после Брестской церковной унии 1596 г. В ХVIII веке большая часть жителей Беларуси исповедовала именно униатство. 12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с греко-католическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор высказался за присоединение белорусских епархий к православной церкви, после чего все униаты Беларуси стали вновь православными. В настоящее время униатская церковь вновь возродилась, но не имеет большого числа прихожан.
В городе действуют две иудейские общины. Одна из них относится к чистому иудаизму, вторая – к прогрессивному иудаизму (модернистское течение). Традиции развития иудаизма в г. Витебске также имеют давние корни. Ещё в ХІХ веке в городе имелось множество синагог и иных культовых зданий местного еврейского населения. Это было обусловлено тем, что белорусские города почти наполовину состояли из евреев, которым долгое время было запрещено селиться вне белорусских и украинских губерний. Но после массового уничтожения еврейского населения немецко-фашистскими захватчиками, а также в результате миграции евреев в образованное еврейское государство Израиль, число представителей этой национальности в Витебске, как и число адептов иудаизма, существенно сократилось. Сейчас в городе действует синагога «Шатёр Давида» по ул. Грибоедова.
Широкое распространение в городе получили и протестантские течения. Первые протестанты в Витебске появились ещё в ХVI веке. В настоящий момент в городе зарегистрирована 21 протестантская община, которые имеют 10 культовых зданий, включая памятник архитектуры ХVIII века по ул. Чайковского, д. 6.
Потенциал религиозных организаций широко используется в работе по улучшению демографической ситуации, профилактике и лечению алкогольной, наркотической зависимости, развитию туризма и патриотическому воспитанию, созданию в обществе атмосферы взаимопонимания и терпимости. Религиозные организации активно проводят благотворительную и просветительскую деятельность на территории города.