Главная    Написать письмо    Карта сайта   
Сделать стартовой       ru    en
Мой город
Перепись населения Республики Беларусь 2019
80 лет Витебской области
Насилие в семье
экспорт
Инновации - путь к успешной интеграции
Символика
Витебск онлайн
Витьбичи
Витебские Вести
арендное жилье
СЭЗ Витебск
БЕЛТПП
Витебское ОУМЧС
Строительство
Карта
Реклама
Пьянству - нет
Интернет-ресурсы
Витебский городской исполнительный комитет
Главная   >  Администрации районов   >  Железнодорожный район

Железнодорожный район

 Железнодорожный район г.Витебска 

В X-XIII веках на правом берегу Западной Двины, напротив устья реки Витьбы, существовало поселение, на базе которого сформировалась часть городского посада – Ильинщина. Свое название она получила от расположенной на ее территории церкви святого Ильи. В дальнейшем Ильинщина в письменных документах именуется как «Слобода Волотовка» или «Слободский посад».

С появлением замковых укреплений и развитием города правобережная часть Витебска расширялась, и к XVI веку на правом берегу Западной Двины напротив витебских замков сформировалась Задвинская слобода. Северная часть Задвинской слободы, бывшая Ильинщина, является историческим центром возникшего несколько веков спустя Железнодорожного района.

В 1938 году город Витебск получил статус областного центра. По Указу Президиума Верховного Совета БССР от 19.07.1940 г. в городе Витебске были образованы городские районы: Первомайский, Октябрьский, Железнодорожный.

В Железнодорожном районе проживало 32 тысячи человек. В то время в районе была сосредоточена почти вся промышленность города: завод им. С. М. Кирова, завод им. Коминтерна, швейная фабрика "Профинтерн", обувная фабрика им. Лекерта, дрожзавод, пивзавод, очковая фабрика, железнодорожный узел, махорочная фабрика, хлебозаводы, ликеро-водочный завод и плодовинзавод, маслобойный завод, толевый завод, молокозавод (последнее предприятие являлось стройкой пятилетки); находились Двинская флотилия, Чепинская лесоперевалочная база, артели: обувная, паточная артель Лившица, картонажная, головных уборов; мебельная фабрика и артель "Металлист", артиллерийские мастерские; располагался военный гарнизон.

Торговля была сконцентрирована в здании 2-этажного универмага, который находился на месте гостиницы "Двина".

Работали школы №№ 7, 20, 25, 27, 29.

В районе были организованы ФЗУ (фабрично-заводские училища) обувщиков и железнодорожников.

Культурная жизнь была представлена: клуб субботний; латышский клуб (так как с 1914 по 1937 год в городе находилось латышское землячество); клуб металлистов; клуб "Парижской коммуны". Кинотеатры: "1 Мая", "Художественный".

На улице Канатной (в настоящее время Димитрова) находился каток. Действовал парк культуры и отдыха им. Кагановича. Первый театр города Витебска находился по ул. Димитрова, в нем выступали гастрольные группы.

Многим в настоящее время работающим организациям дали начало ранее существовавшие артели. Очковая фабрика (возникла в1892 году) превратилась в одно из крупнейших предприятий города и с 23 августа 1953 года была преобразована в Витебский завод электроизмерительных приборов, сегодня это крупное, технически оснащенное предприятие страны - открытое акционерное общество «Витебский завод электроизмерительных приборов».

Мастерские обозно-артиллерийских орудий были созданы в 1914 году, с 1918 года - это уже завод сельскохозяйственных машин и орудий, с 1922- завод "Красный металлист" и с 1934-станкостроительный завод им. С. М. Кирова, в настоящее время ОАО «Вистан».

Иван Гринберг в1877 году создал артель по металлообработке, в 1919 году это предприятие было национализировано и стало носить гордое имя им. Коминтерна. В мае 2002 года произведена реорганизация предприятия путем присоединение к ОАО «Вистан». Сегодня - это одно из старейших предприятий станкостроения и единственное в Республике Беларусь, производящее круглошлифовальное и суперфинишное оборудование различного технологического назначения и уровня автоматизации, от простых станков до станков ЧПУ и автоматических линий. 

На базе Риго-Орловской железной дороги с 1871 года была проложена линия Смоленск-Орша-Минск-Брест, которая положила начало железнодорожному узлу города Витебска, одному из крупнейших отделений Белорусской железной дороги, в настоящее время УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» .Сегодня Витебское отделение Белорусской железной дороги обеспечивает устойчивую и слаженную работу всех подразделений и участков в обеспечении перевозок грузов и пассажиров.


Железнодорожный район, хотя и является промышленным, хранит много старины. Здесь история и современность пересекаются. Этим он и неповторим.



Слава и гордость района - это в первую очередь люди района, создававшие его  историю своим трудом и ратными подвигами.

С гордостью можно назвать знакомые всем имена: бывший директор завода им. С. М. Кирова Захаренко Тиверий Михайлович; генерал-майор Кашников Михаил Иванович; подполковник Полторак Евгений Кузьмич, первый комендант г. Витебска; Сильченок Павел Матвеевич, Карпетченко Сергей Борисович - участники войны в Афганистане; Грибушкин Валентин Николаевич-партизан бригады им. Алексея, Шабашов Сергей Михайлович - бывший секретарь обкома партии. 

Участники Октябрьской революции и гражданской войны: Карпусенко Максим Петрович, Домось Александра Доминиковна, Бодров Василий Дмитриевич, Колосов Григорий Васильевич, Голубев Афанасий Игнатьевич. 

Герои Советского Союза: Бекашонок Михаил Васильевич, Бескин Израиль Соломонович, Иванов Александр Васильевич, Стемасов Петр Дмитриевич, Шишкин Павел Емельянович. 

Кавалер 3 орденов Славы: Янченко Илья Платонович. 

Герои Социалистического труда: Титов Михаил Севостьянович, Червяков Евгений Трофимович, Журов Виталий Николаевич, Макаров Николай Акимович. 

Участники парада Победы: Уткин Алексей Михайлович, Иткин Давид Яковлевич, Смоляков Петр Устинович, Минаев Николай Иванович. 

Мы всегда будем помнить их имена, с честью хранить и передавать эстафету памяти из поколения в поколение.