• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • Главная / Инвесторам / Правовые условия для инвестиций

    Правовые условия для инвестиций

    Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.

    В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.

    Основополагающим документом является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

    Инвестиционная деятельность в республике может осуществляться в формах:

    – создания юридического лица;

    – приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости (в том числе и строительство объектов); ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств.

    Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

    Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

    Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.

    Принятые решения на государственном уровне способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному распределению инвестируемых средств по структуре и территориям в соответствии с государственными приоритетами:

    Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г.  № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» установлены правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Беларуси, как для белорусских, так и для иностранных инвесторов.

    Декрет предусматривает трехуровневую систему заключения инвесторами договоров с Республикой Беларусь. Дифференциация зависит от значимости проекта и предоставляемых преференций.

    Инвестиционный договор может заключаться на основании решения:

    – Совета Министров, согласованного с Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами или иными решениями Главы государства;

    – Совета Министров в случае, если инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, уже установленных законодательными актами; республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству;

    – облисполкома в случаях, когда для реализации проекта преференции не требуются.

    В заключаемых с инвестором договорах определяются объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, закрепляется ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств. Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие преференции:

    – предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона;

    – поэтапное оформление документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;

    – ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость и другие.

    Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10».

    С целью развития регионов и отраслей экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 предоставлено право физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее – инвестиционные агенты) по вопросам:

    – привлечения инвесторов для реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;

    – сопровождения инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в том числе оказанию инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг.

    Порядок предоставления статуса инвестиционного агента утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448.

    Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

    С 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень документов, предоставляемых для регистрации.

    Декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций (кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций).

    Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

    Упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ от 27 декабря 2007 г. № 667). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.

    Расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии действовали до 31 марта 2015 г., для новых – с 1 апреля 2008 г. – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ (Указ от 28 января 2008 г. № 42). Расширяются полномочия администраций СЭЗ в части принятия решений о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.

    Созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся (Указ от 15 мая 2008 г. № 277) и др.

    Ознакомится с перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории Республики Беларусь можно на сайте Министерства экономики Республики Беларусь (http://www.economy.gov.by/ru/pravovie-usloviya-invest-deyatelnocty-ru).

    Типовая форма инвестиционного договора